Москва, 21.11.2024
Календарь событий
Вы здесь: / > Новости > КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДОРОГ
23.10.17 — КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ДОРОГ
14 октября, в день 30-летия Российского детского фонда, газета «Советская Россия» опубликовала интервью с Альбертом Лихановым.
«Ни дня без доброго дела!» – это девиз Российского детского фонда, которому 14 октября исполняется 30 лет. С какими чувствами встречает юбилей глава крупнейшей благотворительной организации страны – писатель, академик Российской академии образования Альберт Лиханов?
А началась беседа, как и положено в такие дни, с поздравлений.
– Альберт Анатольевич, вы, наверное, уже начали принимать поздравления. Вот и я спешу передать вам добрые пожелания от Ламары Келешевой, чьих детей вы когда-то взяли под свое крыло. Помните?
– Преклоняюсь перед этой великой женщиной – прекрасной матерью и ученым, доктором наук, всю жизнь занимавшейся исцелением страдающих от алкоголизма и наркотиков. Хорошо помню эту трагическую историю со светлым продолжением. Ламара Феохаровна потеряла своего сына Мишу, больного лейкозом. Молодой человек мечтал о детях, всегда говорил, что у него будет «футбольная команда». Перед прохождением курса химиотерапии он криоконсервировал свой генетический материал с тем, чтобы стать отцом… Но так и не успел при жизни. Желая выполнить волю сына и воссоздать свою семью, с благословения духовника Миши Ламара Феохаровна воспользовалась программой суррогатного материнства с участием двух сурмам в сочетании с программой донорства ооцитов. В результате родилась «прекрасная четверка» – Миша, Маша, Иоанн и Феохарис…
– … Которых по действующему тогда законодательству не зарегистрировали – сослались на положение: суррогатным материнством могут воспользоваться только супружеские пары. Дети зависли между небом и землей. А когда подпростыли, с медицинской помощью возникли сложности. Да еще и журналисты наперебой убеждали Ламару Феохаровну, что их у нее вот-вот отберут и тут же, красивых и без страшных диагнозов, передадут в приемную семью. И тогда за помощью бросились к тому, кто не мог не помочь – к вам…
– Я позвонил главному педиатру страны – Александру Александровичу Баранову, попросил принять детей. И он поступил, как и положено доктору… Проблема была решена. А потом уже я вместе с подарками от Детского фонда навестил эту замечательную семью. Прошло почти семь лет. Знаю, сейчас у ребяток все хорошо, они уже пошли в первый класс. Ламара Феохаровна делает все возможное, чтобы ее дети имели самое достойное. То ее решение о рождении детей – решение ученого-биолога – было подкреплено и ее научной готовностью к этому подвигу. Было подготовлено всем детолюбивым родом, из которого она вышла – только двоюродных братьев у нее не один десяток. Власть, считаю, должна бы вознести ее имя на высоту, подчеркнув ее самоотверженную готовность продлить жизнь собственного сына в его детях. Но этого не было сделано. Очевидно, побоялись, что уникальный случай подтолкнет безответственных людей на опрометчивые шаги. А в результате не замечен подвиг материнства, реальные люди не получили заслуженного… Остается сожалеть о такой «предусмотрительности».
– 30 лет Детскому фонду… В перечне работы программы самого разного направления: «Теплый дом», «За решеткой детские глаза», «Дети Чернобыля», «Глухие дети», «Детский туберкулез»… Скольким людям помог Детский фонд?
– Такой статистики не ведем. Да и зачем? Успеть помочь – это главное в нашей работе. Считать некогда. Но юбилей – такое дело, что невольно приходится подводить итоги. Вот и я стал «бухгалтером» в преддверии знаковой даты. Мы подсчитали, сколько народных рублей направили на поддержку детей – больных, из бедных семей, на ребят, познавших в мирное время ужасы войны… Сразу же оговорюсь: мы вынуждены измерять эти параметры в долларах, так как денежная система СССР и РФ изменилась. Когда Детский фонд приступал к работе, доллар стоил 60 копеек, а теперь – почти 60 рублей. Еще что надо учитывать: сначала все средства Фонда собирались через Сбербанк на его центральном счете, а потом мы возвращали регионам ими собранное. Согласитесь, хороший способ управления. Но после развала СССР мы предоставили нашим отделениям право юридической самостоятельности, и деньги, собранные на местах, лишь декларируются в наших публичных – не финансовых – отчетах. Так вот, собрано и направлено на поддержку детства 324 миллиона долларов.
– Как вы ими распоряжались?
– Всякий раз жизнь подсказывала. В декабре 1988 года случилось землетрясение в Спитаке. Что там творилось… Бесконечное горе, могилы… Детский фонд помогал найти детей оставшимся в живых родственникам. Вернули в семьи больше 500 детей. Затем мы помогали изувеченным пулями и снарядами ребятам в Чечне; после теракта в Беслане – сиротам; пострадавшим от пожаров в Сибири и от наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке… Так и хочется сказать: когда же оставят нас беды?.. Кто-то, предполагаю, воспримет их перечисление холодно, отстраненно. Но вы только вдумайтесь хотя бы в эти немногие цифры. Благодаря десанту врачей Детского фонда, который с 1988 года три года по 90 дней работал в Средней Азии и Казахстане, была снижена младенческая смертность по всей большой стране на 16%. В реабилитации после катастрофы в Чернобыле нуждались многие, конечно, и не всем мы могли помочь, но 22 570 мальчишек и девчонок мы вывезли на оздоровление в 27 стран. Среди переживших теракт в Беслане оказалось 26 полных сирот. Один из них – Мурат Калманов – во время пребывания в школе вместе со своим учителем оказал сопротивление бандитам и получил три ранения. Мы перечислили на его счет 100 тысяч рублей, а всем остальным сиротам – по 50 тысяч. Помогали этим ребятам встать на ноги всем чем могли… Не бывает абстрактного горя. У любой беды есть конкретное лицо. Особенно страшно, когда это лицо детское. Наш Фонд всегда слышал зов о помощи.
– Помимо «пожарных» ситуаций Детский фонд ведь занимался и программами, рассчитанными на годы?
– Разумеется. Вот, например, программа «Глухие дети». С нашей помощью получили бесплатно слуховые аппараты 24 890 детей. У этой программы получилось продолжение в проекте «Звуки жизни». Есть дети, которые рождаются совершенно глухими, но все-таки они могут стать полноценными людьми благодаря высокотехнологичной операции – кохлеарной имплантации. По мнению специалистов, в этой методике ежегодно нуждается свыше 3000 маленьких россиян. Но кохлеярный имплант будет эффективно работать лишь после тонкой настройки под конкретного человечка. Увы, центров, где это делают, очень не хватает. А ведь еще существует пробел, а чаще всего – яма в развитии малыша, которую надо ликвидировать, догоняя сверстников… А если к проблемам со слухом добавляются другие недуги? Зачастую родители бывают просто растеряны, не зная, за что хвататься. А медики настаивают: в большинстве случаев решающим фактором в полном восстановлении ребенка остается психологическая готовность родителей к повседневной работе с ребенком и владение ими элементарными сурдологическими и логопедическими знаниями и навыками. Значит, без специальной подготовки близких успешной реабилитации не стоит ждать. В общем, чтобы операция привела к ожидаемому успеху, семье требуется комплексная, кропотливая, долгая, разнонаправленная помощь специалистов. Но вот беда – получить ее, особенно в регионах, бывает крайне сложно. Поэтому в одном из наших центров мы организовали «включение» ребенка в жизнь, привлекли для этого лучших специалистов. Они чудесно отработали, и не только для каждого ребенка подготовили комплексную программу работы на будущее, но и разработали методичку, где обобщили уникальный метод в специальном руководстве – для всей страны. В Фонде накопились письма благодарностей от десятков семей. Очень важно продолжать этот опыт. Но проблема в том, что мы в силах продолжать это только на деньги серьезного гранта. Будет очень обидно, если наша высокоэффективная и в высшей степени гуманная программа не состоится без финансовой поддержки. Президент не раз высказывался, что гражданское общество должно получить доступ к бюджету. Наш Фонд – часть гражданского общества, значит, это и про нас! Но пока этот доступ сформулирован в форме грантов, выиграть которые таким структурированным организациям, как наша, если и возможно, то крайней мучительно.
Наша боль – это и 140 здравниц, где поправляют здоровье дети, находящиеся под угрозой туберкулеза. Пока на собранные 12 миллионов народных рублей мы помогли лишь 28 подобным учреждениям, отправив им комплекты из некоторого количества медоборудования отечественных производителей, книги и спортинвентарь, игровые модули, наборы нижнего белья и домашней одежды. Помощь от нас с вами еще очень нужна, в таких санаториях всегда чего-то не хватает, и тут уже малоемкие гранты не помогут – необходимо всем миром скинуться на одоление нездоровья детей из бедных семей – их там, в этих учреждениях, больше всего…
– Вообще вам – человеку, который работает с детьми и на детей и по идее должен быть всегда радостен, часто приходится о чем-то сожалеть?
– Многие взрослые запутались в своих делах, устали от гонки за выживание. Бедных ведь меньше не становится, наоборот. Но в погоне за прокормом родители все чаще забывают о близости с ребенком, о готовности всерьез объяснить жизнь, научить преодолению. И вот уже растут печальные показатели детского суицида – наши малые выбирают такой путь все чаще под гнетом ощущения своей ненужности. Сейчас все больше богатых. И им, этим богатым, все труднее понимать бедняков. Экономическое расслоение, а также размежевание – социальное, расовое, национальное – нарастает.
Я сожалею о том, что благотворительные организации появляются одна за другой, но стало ли значительно больше реальной помощи детям? Многие вздрагивают при слове «благотворительность» и прячут свой кошелек подальше – жуликов разного калибра развелось предостаточно.
– Хоть какая-то надежда на улучшение ситуации у вас есть?
– Перед Международным днем защиты детей президент страны объявил о Десятилетии детства. Детский фонд неоднократно, на протяжении многих лет заявлял о необходимости подобного политического решения. Необходимо, чтобы наконец-то все государственные структуры и все общество в целом осознали: наш главный капитал – это дети. Вложение в них любви, заботы, средств – это самые сущностные вложения в главный ресурс страны. В будущее. Необходимо повернуться лицом к своему будущему – иначе его просто не будет! Наш Фонд тянет воз детских печалей 30 лет. Наш опыт, знание проблем не только на национальном, но и международном уровне, уверен, помогут государству провести Десятилетие на самом высоком уровне.
Благодаря Российскому детскому фонду:
3 173 450 детей из бедных семей получили подарки и другую помощь;
22 570 детей из зоны Чернобыля получили реабилитацию в 27 странах мира;
15 140 детей, больных ДЦП, получили реабилитационную помощь через Фонд;
10 290 детей, больных диабетом, получили средства самоконтроля;
24 890 детей обрели слух по программе «Глухие дети»;
8750 детей и более 3000 семей получили помощь Фонда во время Дальневосточного наводнения в 2013 году;
13 520 офтальмологических операций проведено по программе «Слепые дети»;
1 268 операций на открытом сердце проведено для малышей в зарубежных клиниках;
34 000 детей было спасено в регионах Средней Азии в 1988–1990 годы с помощью медицинского десанта Детского фонда.
Беседовала
Светлана РОДИОНОВА
Опубликовано 14.10.2017 на сайте газеты "Советская Россия"