Москва, 21.11.2024
Календарь событий
Вы здесь: / > Новости > Премия имени Ф. М. Достоевского
01.11.11 — Премия имени Ф. М. Достоевского
В канун 190-летнего юбилея со дня рождения классика русской и мировой литературы Ф.М. Достоевского в Таллинне, где когда-то родилась всемирно известная легенда о Великом Инквизиторе, вошедшая в роман «Преступление и наказание», объявлено о присуждении Международной литературной премии имени Ф.М. Достоевского.
Награды, присуждаемой один раз в два года, нынче удостоен русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов, посвятивший своё творчество юношеству, многолетний Президент Международной Ассоциации детских фондов, Председатель Российского детского фонда.
Книги писателя, переведённые на 34 языка, изданы суммарным тиражом в 30 миллионов экземпляров и хорошо известны не только юным, но и взрослым читателям, многие из которых выросли на его книгах.
В церемонии вручения Диплома и золотого знака, которая состоялась в зале зимнего сада театра «Эстония», принял участие и выступил старейший архиерей русской православной церкви Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, деятели культуры и педагогики, литераторы и общественные деятели. Состоялся взыскательный разговор о судьбах новых поколений, беспокойством за которые пронизано всё творчество Достоевского.
Богатые бедные люди...
Речь, произнесенная А.А. Лихановым на церемонии вручения Международной литературной премии имени Ф.М. Достоевского в Таллинне
Дамы и господа!
Прежде всего я душевно благодарю Комитет по присуждению Международной литературной премии имени Ф.М. Достоевского за решение присудить эту награду мне, да ещё в канун 190-летия со дня явления миру гениальной фигуры непревзойденного русского и всемирного классика.
Человеческий мир, наверное всегда, во все эпохи делится на свет и тьму, на радость и горесть, на подлость и достоинство, но в нынешние времена черта, разделяющая добро и зло сузилась и обострилась до остроты опасной бритвы.
Никак не могу освободиться от вопроса: а что бы сказал и как сказал об этом Федор Михайлович, окажись он с нами, и зная, что главным смыслом мира стали доходы и прибыли, что не отдельные государи и их кланы, цинично лицедействуя как благодетели, перекраивают мир - одних назначая злом, других добром - во имя не слишком то и скрываемых выгод, так называемых выгод для всех, в отымании которых понятия совести, независимости, права переделываются безоглядно и бесстыдно, отметая, оставляя в стороне все проповеди, независимо от их древности, праведности, высоких мер.
Вспомним сегодня: первое свое крупное сочинение Федор Михайлович назвал «Бедные люди», имея в виду великие людские громады, не могущие отстоять своё человеческое достоинство. Под словом «бедные» он разумел действительно бедных людей, к коим относил и себя, и главный недостаточностью бедных людей тогда была прямая нужда и невозможность выбиться на ступеньку благопристойной состоятельности, которая и обещала и давала человеку, его семье иной социальный и нравственный статус.
Мы наивно полагали, что справедливость, обнадёживающая всякого, - либо каким-то чудом, либо каким-то социальным переломом, - сократит число бедных, бедные станут небедными, пусть и небогатыми, жизнь выровняется, выпрямится. Но вот прошло 155 лет, полтора с гаком века после публикации «Бедных людей», а это понятие обрело новые, расширенные границы. Согласитесь: сегодня бедные люди могут быть вполне состоятельными, но от этого они не становятся богаче. Множество совершенно бедных, без надежд, граждан, в мире выросло катастрофически, и, чаще всего, без тех страданий и страстей, которыми Федор Михайлович наделял своих героев, и это касается не только стран не такой уж теперь далёкой Африки или Индии, но той самой России, людей и совесть которой так страстно живописал наш гениальный предтеча.
Бедные люди - едва ли не все мы с вами, и еще раз подчеркну: далеко не в первый черед я разумею здесь что-то материальное, но, прежде всего, духовное.
Федор Михайлович не судил своих персонажей. Он их живописал. Портреты Алеши Карамазова, старца Зосимы с одной стороны, Ивана и Дмитрия Карамазовых, Ставрогина, Свидригайлова - и несть им числа - с другой, это два полюса, к которым, видать, от сотворения мира, тянет людей. И богатство, процветание, признанность, вовлечённость во власть, то что, как будто бы не позволяет, по расхожим стандартам назвать человека бедным, чаще всего именно ею и оказываются. А убежденность в духовной правде, верность ценностям чести и справедливости, - хотя мы обретаемая далеко не в рыцарские времена, - становятся богатством.
Да здравствует невидимое миру человеческое богатство, которое может быть слезой сострадания, поступком, даже самым малым, во благо иного, сердечной болью от чужой несправедливости - и всегда высотой неподкупной души, непродаваемых убеждений и твердой веры.
Да здравствуют богатые бедные люди!
Альберт Лиханов