Сайт находится в стадии разработки. Вашему вниманию представлена бета-версия.

 

Москва, 03.04.2020

Календарь событий

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

< назад | вперёд >


Подписаться на рассылку новостей:
Лиханов Альберт Анатольевич.

Вы можете лично задать вопрос Альберту Анатольевичу, воспользовавшись формой обратной связи на сайте.

 

Российский Детский фонд - организация взрослых в защиту детства




Вы здесь: / > Творчество > Беседы > «Милосердность»

Лиханов Альберт Анатольевич

«Храм своей души» - Беседа Альберта Лиханова с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II


Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отмечает свое 75-летие. Его восшествие на Патриарший престол совпало и с переменами в нашем обществе, в результате чего атеизм отошел в тень, а православная Церковь прирастает новыми храмами и тысячами храмов восстановленных, что особо значимо не только для Церкви, но и для всей русской истории. Ведь древние храмы и монастыри - это свидетельство национальных побед и духовных свершений. При Патриархе Алексии Церковь возвращается и к социальному служению - помогает сирым и убогим, создает приюты для детей алкоголиков и наркоманов. Православие освещено солнцем искренней молитвы за Россию и служением тем, кто нуждается в помощи и поддержке. Патриарха Алексия смело можно назвать Алексием-Строителем.

 

Альберт ЛИХАНОВ: Ваше Святейшество! Вы имеете совершенно особое положение на земле. Вы предстоятель всех православных перед Господом, Вы первосвятитель, Вы Патриарх. Иначе говоря, Вы первый человек, кто как бы предстоит перед огромной, многомиллионной человеческой толпой и просит Господа о ней, просит о милосердии к ней. Но в это же время Вы обращены и от Господа к людской массе, к миллионам верующих, и от Его имени внушаете им Благословение Господне, его надежду на человека. Это особо и по-особому сложная миссия.

Но давайте мы поговорим о вещах более простых и обращенных к нашему юношеству. Прежде всего, о Вас самом: Ваша судьба пряма, и выбор свой Вы сделали в детстве. Однако выбор этот был более чем ответственен, и Вы ему служите всю жизнь. Что такое выбор, который делает ребенок, подросток, юноша? Насколько важна при этом верность своему избранию, своей цели? Не слишком ли много детей бросается из стороны в сторону и не может выбрать свой единственный путь?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Очень важно, чтобы каждый находил свое призвание в жизни. Не случайно говорится: работайте там, где будет работать душа ваша. Но часто молодые люди мечутся даже уже будучи на студенческой скамье, и не имея ясной возможности определить, по какому пути пойти. И от этого они часто страдают. Так что надо верить себе, слушать и слышать себя, потому что если есть призвание быть педагогом, учителем в школе, то и надо идти по этому пути. Если есть у тебя призвание к музыке, надо развивать свой талант, данный от Бога. Вообще, выбор жизненный должна подсказать собственная душа, неслышимый ее, но внятный голос. Идти туда, куда зовет этот голос, и очень часто это голос совести, голос истинного призвания.

Мы девять лет тому назад создали и учредили в Москве при 1-ой Градской больнице училище сестер милосердия. И вот каждый раз, посещая это училище, вглядываясь в лица девушек, которые там учатся, я поражаюсь добротой, которая написана на их лицах. И разница между сестрой медицинской и сестрой милосердия в том, что для медицинской сестры это служба - чаще всего лишь средство заработать на жизнь и только, а для сестры милосердия это служение. Она по призванию пошла, чтобы служить людям. И видели бы вы, как тянутся люди к этим сестрам милосердия, которые, не считаясь со временем, стараются помочь, облегчить своими милосердными сердцами страдания и болезни ближних.

Разные профессии есть, и по-разному их выбирают, конечно. Но определяться со своим призванием надо еще в юношеские годы и к этому следует готовиться, потому что время юношества и является той порой подготовки к самостоятельной деятельности, которую человек будет осуществлять, уже повзрослев, получив образование, знания. При этом очень важно, чтобы в эти годы, годы взросления, годы обучения, человек бы получал правильное воспитание. Мое убеждение, что образование и воспитание - это два крыла, которые помогают человеку подняться ввысь, стать Человеком с большой буквы.

Альберт ЛИХАНОВ: Наверное, нужно заметить, что подрастающие люди, даже дети, не должны бояться услышать самих себя, свой внутренний голос - голос своего собственного призвания. Молодые должны не побояться поверить ему, а не только опираться на советы старших. Они должны слышать голос своей души.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Вот я с самого начала как-то духовно опекаю Фонд "Новые имена". Он поддерживает таланты, которые находятся в нашей русской глубинке. И убеждаешься каждый раз, что не оскудела русская земля дарованиями. Но всякий дар надо раскрыть, надо его приумножить. В Евангелии говорится, что каждому дан талант, но один его закапывает в землю, а другой его приумножает, и тогда польза не только самому человеку, который развил свой талант, но и окружающим его, с которыми он делится своими способностями, своим талантом, своим призванием.

Альберт ЛИХАНОВ: Дети подвержены соблазнам, искусам, а их становится все больше. Искусы потому так и называются, что они искушают человека - хочется попробовать того, попробовать этого. Посмотрите, сколько девочек курят, считая, наверное, себя при этом гораздо взрослее и значительнее. А типичная сцена, когда идут ребятишки лет четырнадцати и пьют пиво прямо из горлышка? Не говорю уж о соблазнах более основательных. Как бы, по-Вашему, следовало подрастающим нашим согражданам относиться к этим искусам?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Я начну с более опасного. Я первый раз был во Франции в 1962 году, и посещал семьи второго поколения начальной русской эмиграции. И мне тогда родители, у которых дети были школьного возраста, говорили: мы нашим ребятишкам чуть ли не каждый день повторяем - если кто-то вам будет предлагать конфетки или резинки, ни от кого ничего не берите. Для нас это было тогда непонятно. Я спросил - почему? Они говорят: в них наркотики. Сегодня он возьмет, завтра возьмет, а послезавтра понесет дорогие вещи из дома, ведь вот так начинается привыкание к наркомании, к наркозависимости - с таких невинных приманок. И алкоголизм, и наркомания - это элементы греха, к которым человек привыкает и не замечает этого привыкания, а потом он от этого не может отойти. Почему сегодня стоит перед нашим обществом проблема борьбы с наркоманией? Именно потому, что эти конфетки, эти резинки, эти приманки дети получают, и интересно попробовать. А привыкание легко. Наркотик стал слишком доступен. Меня тоже коробит, когда молодые девушки, девочки пьют на улицах из бутылки пиво. Я думаю, что виновата реклама пива, которая идет по каналам телевидения. Пиво совершенно не безобидная вещь. И привыкание к алкоголю даже в тех небольших дозах, которые содержит пиво, для детского организма может обернуться многими печальными последствиями, равно как и курение. Потому что привыкание к курению, если это в детском возрасте, во-первых, портит здоровье, наносит вред, а, во-вторых, такое привыкание перерастает в зависимость, и человек уже не может обходиться без курева или без бутылки пива. И очень часто это незаметно переходит в наркоманию, когда человек одурманивается и ему все кажется в розовом цвете. А это болезнь века, с которой нужно бороться всем вместе.

Надо очень серьезно предупреждать детей об этих опасностях, потому что и в университетах, и вокруг средних школ набросаны одноразовые шприцы, и это свидетельство того, что наркомания распространяется среди школьников. Наша общая задача - и церкви, и государства, и общества, - предупреждать детей от этой страшной опасности, в которую они могут впасть и из которой им выбраться будет очень и очень трудно.

Альберт ЛИХАНОВ: К тому же публичное позерство, а не только жажда пива прямо на тротуаре, поддерживается общим фоном вседозволенности. И кто-то выдает это за благо.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Я думаю, что очень сильно влияют на детское сознание, на детское воспитание те кинофильмы, которые сегодня на экранах телевидения, которые пропагандируют жестокость, убеждают, что жизнь человеческая ничего не стоит, пропагандируют безнравственность. И дети, к сожалению, восприимчивы к этому, и в результате этого жестокость проявляется сначала, может быть, в отношении животных, а затем в отношении своих сверстников и сверстниц. Приходилось, я думаю, и вам и мне читать, как убивают, с какой жестокостью своих сверстниц именно девушки. Почему? Потому что насмотрелись этих ужасов по телевидению, им кажется, что жизнь человеческая ничего не стоит. Но жизнь - это дар Божий, который нужно хранить, и отношение к своим сверстникам и своим сверстницам должно быть исполнено поддержки, сострадания, помощи, любви, а не жестокости.

Альберт ЛИХАНОВ: Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старших не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей, если хотите, явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые тусовки. На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках. Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот, близость тел и порождают жажду выпивки, наркотики - сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом малоуправляемая толпа, какое-то быдло, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия? Быдло, которому не обязательно ни думать, ни взвешивать свои поступки, ни отвечать за них.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Я помню в 70-е годы в Колонном зале Дома Союзов была конференция, посвященная миротворческой проблеме. И выступал Константин Симонов. И начал свое выступление он с того: нужно ли через 20 лет поле окончания войны - а сейчас уже прошло 60 - писать и говорить о ней. И, отвечая себе, говорил, что очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, которые показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем.

Как-то недавно, на одной из встреч, когда мы заканчивали юбилейный год, посвященный 700-летию со дня преставления князя Даниила Московского, Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы, выступая, рассказал, как он подошел к группе молодежи, которая стояла у памятника маршалу Георгию Жукову, и спросил, знают ли они, кто такой Даниил Московский? Никто не знал. Кто такой Дмитрий Донской? Никто не знал. Кто Иван Калита? Один парень сказал, что это человек с мешком, в который он собирал деньги.

Если мы такое представление будем иметь о своей истории, то мы будем Иванами, не помнящими своего родства. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Вот победа в Отечественной войне 1812 года. Почему строились храмы в честь этого? Почему Храм Христа Спасителя был построен, с именами героев той войны на 178 досках? Сколько молодых людей знают об этом? Наши предки умели ценить подвиг воинов. Молодые часто забывают о деяниях своих дедов, которые совершили беспримерный подвиг в середине двадцатого века, и предаются тем утехам, которые сегодня занесены к нам извне.

Вы упомянули дискотеки. Иногда вот так посмотришь: ведь это просто какая-то бесовщина - такие танцы. Молодых людей увлекают этим, они и забывают о том, что все-таки наш народ всегда был самым читающим народом. Люди любили читать историю своего народа, любили читать художественную литературу, где речь о высоких идеалах. Все меньше у меня надежд, что отоспавшись после дискотеки, выпивки, а то и дозы наркотика, молодые люди берут в руки книгу того же Достоевского, чтобы докопаться до истины и смысла бытия. Правда, может быть, кому-то помогают электронные средства общения. Но электронные средства тоже могут нести и благо, и величайший соблазн, который не помогает нравственному, духовному становлению личности, а наоборот может разлагать его. Поэтому надо быть очень осторожным при пользовании этими электронными средствами - не зря же в Англии и США, которые обогнали нас в этой области, уже возникли родительские общественные союзы, объявившие своей целью борьбу с тоталитарным влиянием на молодежь этих средств общения.

Альберт ЛИХАНОВ: Когда люди, особенно молодые, употребляют слово "храм", они чаще всего имеют в виду здание, сооружение. Но согласно библейским заповедям, храм - это также и человеческая душа. Таким образом, важно собственный храм построить в самом себе. Храм, защищенный от внешних врагов, но открытый для добрых чувств. Что значит сохранять свое я, свою индивидуальность, строить самому свой собственный храм, и кто в этом должен быть помощником?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Когда у человека нет нравственных ориентиров, очень трудно построить такой храм. Надо воспитывать в себе нравственные устои, которые бы создавали духовный мир человека, свидетельствовали о человеке как о создании Божьем. Потому что человек создан по образу и подобию Божию. Апостол Павел говорит: вы храм, - обращаясь к каждому человеку. И каждый должен обустроить свой храм. Тот, кто первый раз переступает порог православного храма, часто поражается его благолепию. Но таким же благоустроенным, украшенным должно быть и внутреннее содержание человека, храм души человека. И закладывается строительство храма души человека не тогда, когда человек уже на склоне лет, а с "младых ногтей". Потому что если человек привыкает ко греху, если человек исполнен неприязни, ненависти, злобы по отношению к своим ближним, то это свидетельство того, что человек не умеет построить храм души своей.

Ведь в Евангелии очень образно сказано: что ты видишь сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем не замечаешь? Мы видим все недостатки своих ближних, но часто не замечаем своих собственных недостатков, от которых надо избавляться и которые надо преодолевать. Работать над собой - это задача земной жизни человека.

Альберт ЛИХАНОВ: В нашей стране долгие годы отрицалась так называемая теория малых дел. Но, как я знаю, в Церкви к малым делам существует как раз одобрительное отношение, потому что человек строит себя, свой храм с маленького поступка, он утверждается в малом, потом возвышается, потом он становится созидателем и важных дел. Мне кажется, начинающие жить люди должны строить свой храм, помня о малых делах. Не надо ждать времени каких-то особых свершений. Улыбнись старому, протянули руку слабому. Так ли это?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Конечно, так. Я вернусь снова к Евангелию. Ведь Господь на суде спросит от нас: я был болен - и вы не посетили меня. Я был в темнице - вы не посетили меня. Был голоден - вы не напитали меня. Жаждал - вы не напоили меня. От каждого из нас требуются повседневные и ежечасные добрые дела, которые мы на протяжении своего жизненного пути должны сеять. Сейте вечное, разумное, доброе. И если мы будем сеять это вечное, разумное, доброе, то и ответ мы будем получать такой же, и легче будет жить нам и нашим ближним. Ведь не случайно говорится: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Нам больно, когда о нас говорят плохо, нам больно, когда нас осуждают, нам тяжело, когда не находится человека, который в минуты наших жизненных испытаний, болезней, треволнений, найдется рядом, который поддержит нас. То же самое мы должны делать и в отношении наших ближних.

Альберт ЛИХАНОВ: К сожалению, - и я думаю, Вы с этим согласитесь, - из детского мира уходят согласие, добродушие, доброта, дети часто очень жестоки. Становятся они жестокими не сами по себе, а подражая кому-то, чаще - чужому. Что должны сделать мать, отец, родные, учитель, наставник, наконец, священник, для того, чтобы ребенок был терпим, доброжелателен, учился помогать другому не за похвалу или благодарность, а просто так, бескорыстно? Что такое бескорыстие в большом смысле этого слова?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Ну, во-первых, родители должны своим примером показывать детям, как надо жить. А если мы сегодня говорим почти о миллионе беспризорников при живых родителях, которые или отказались от детей или же дети убежали из родительского дома из-за невыносимых условий, это говорит о том, что забыли родители свою самую первую ответственность. Ведь не только нужно родить ребенка, но его нужно воспитать, чтобы из него вышел Человек с большой буквы. А не потребитель. Не ожесточенный звереныш. Что может вынести из собственной семьи ребенок, у которого родители или наркоманы, или алкоголики? Когда родители дерутся между собой, когда потасовки в доме? Ничего хорошего не вынесет.

Потому и ожесточаются эти человеческие маленькие сердца, что они мало видят добра кругом. Надо чаще напоминать взрослым об обязанностях, которые лежат на них. Если же родители не воспитывают, то недостаток этот должны компенсировать, как чужой грех искупить, воспитатели в детских садах, школах. А идти туда такие люди должны не только ради заработной платы, а по призванию, по велению души - как сестры милосердия, о которых я говорил. И ведь было все это в нашем учительстве, да и есть, слава Богу. Такие учителя, кстати, и родителей способны усовестить, если по-настоящему даруют свою душевную теплоту людям, детям, которые пришли получать у них образование. Я вот многие годы сохраняю теплые чувства к людям, которые учили меня. И поступив в конце 40-х годов в Ленинградскую тогда Духовную семинарию, я помню людей, которые спели именно для нас, своих учеников, свою лебединую песню - они пришли к нам на склоне своих дней, но примером своей жизни, примером своей веры воспитывали нас. Передавали - и внушали - знания, любовь, милосердие к другим, которые пронесли через суровые годы лихолетий.

Альберт ЛИХАНОВ: Вот скажите немножко о ваших родителях.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Я родился в очень благочестивой семье. Отец в 1926 году, когда состоялась свадьба родителей, предупредил свою будущую жену, что он хотел бы быть священником. Но возможности стать священником в Эстонии не было. Только в 1938 году открылись богословские пасторские курсы, которые он окончил, после чего он стал священником. Мама моя все свое время посвящала моему воспитанию. Я благодарен ей за те переживания, за те молитвы, которые она возносила и о своем муже, и о своем сыне. Потому что и муж, и сын были священниками в то непростое время 60-х годов.

Альберт ЛИХАНОВ: И все-таки, наверное, родители, бесспорно, оказавшие на Ваш выбор важное духовное влияние, были для вас не только наставниками? Я хочу спросить Вас о духовном единении между родными, которое так часто, к сожалению, сегодня утрачивается, - было ли оно в вашей семье? Ведь очень часто люди, даже любящие друг друга, забывают об этом. В своей поденщине, в своих усталостях, нетерпении, в ежедневных страданиях - как сохранить духовную ценность семьи?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Нашу семью связывали не только узы родства, но узы сердечной дружбы. И скорби, переживания, трудности одного переживались всеми вместе. К сожалению, родители мои рано ушли. Они могли бы еще пожить. Маме было 57 лет, отцу 59, когда он умер. Но время было тяжелое. В то время священником, как понимаете, было нелегко служить. Поэтому, может быть, и жизнь их сократилась из-за этого. А я всегда с любовью их помню, молюсь за них, потому что благодарен за все, что они мне передали, внушили, за то, что они во мне воспитали. Хотя родители мои никогда не настаивали, чтобы я шел именно по этому пути. Это был мой выбор, это было мое призвание. И оно было осознанно сделано еще в детские годы. Я с малых лет не видел никакого другого пути для себя, кроме служения Церкви.

Альберт ЛИХАНОВ: Как известно, одно из любимых мест Вашего паломничества - остров Валаам. Вы совершили его совсем мальчиком еще. Сколько вам лет тогда было?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Девять.

Альберт ЛИХАНОВ: Девять лет. И с тех пор, с этого детского шага, - а может быть, это не детский шаг, а совсем другое что-то, - Вы каждый год, как я знаю, или почти каждый год, там бываете. Что для вас Валаам, и что вообще для вас означает этот выбор? Почему Валаам?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Валаам на меня, не скрою, произвел сильное впечатление не только своей суровой северной природой, не только удивительными архитектурными памятниками, которые вписаны в эту северную природу, но и духоносными старцами, которые умели поговорить и со взрослым, и с мальчиком. У меня сохранились письма, которые мне, девяти-десятилетнему мальчику, писал один из старцев Валаамского монастыря.

После окончания войны меня многократно звали посетить Валаам. Но я не хотел нарушить то впечатление, которое вынес от Валаама и которое осталось у меня в душе еще с 1938 года. И в течение пятидесяти лет Валаам не посещал. А посетил впервые после огромного перерыва только в 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, когда я приехал вместе с духовенством Ленинградской епархии. И тогда я уже не так болезненно воспринял те язвы и раны, которые были нанесены Валааму злой человеческой волей, войной, временем. Потому что уже появилась реальная возможность возродить на Валааме монашескую жизнь и начать возрождение Валаамской обители. С тех пор я старался почти ежегодно бывать на Валааме. Потому что это и возвращало меня в прошлое, и в то же самое время возрождение духовной святыни я как-то считал своим нравственным и моральным долгом. Ведь я видел Валаам до разорения и хотел увидеть его возрожденным после страшных десятилетий разорения и опустошения.

Альберт ЛИХАНОВ: Растущие люди - да и не только они, - не всегда сознают, что такое греховность не как религиозное понятие, а как просто безнравственное отношение и безнравственный поступок. Часто это происходит по неведению, наивности, глупости. Но глупость глупости рознь. Порой глупость превращается в преступление. Ведь, наверное, не всякий грех искупим, а потому человек с малых лет должен воспитывать в себе воздержанность как в словах, так и поступках, дабы не переступить черту, отделяющую ошибку от греха, от преступления.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: От падения.

Альберт ЛИХАНОВ: От падения.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Мне за годы моего Патриаршеского служения многократно приходилось бывать в тюрьмах. И первая моя встреча с таким учреждением - это зона Металстроя под Ленинградом - произошла в 90 году, когда у меня испросили благословения на строительство храма. И я как Митрополит Ленинградский и Новгородский сказал, что приеду, сам освящу место закладки храма.

Скажу, что я ехал туда не со спокойной душой, потому что для меня это была первая встреча с людьми, которые оступились, совершили тяжкие преступления, но которые хотели построить храм. Для чего? Видимо, для того, чтобы он помогал бы им исправиться. Я обещал при закладке, что когда храм будет сооружен, я приеду его освящать. Через несколько месяцев после посещения этой зоны состоялось мое избрание на Патриарший Московский престол, а через полтора года мне напомнили о моем обещании, и я освящал там храм в честь Митрополита Вениамина Петроградского. И вот за эти полтора года, минувшие со времени закладки храма, я увидел изменения в лицах, сознании и в душах людей. 72 человека тогда причастились Святых Христовых Тайн.

Так что каждого, кто упал, кто совершил преступление, Господь принимает, если он раскается, встанет на путь исправления. И в этом много помогают те храмы, которые строятся и созидаются сейчас в местах заключения. А только в Российской Федерации более 170 храмов построено в местах заключения. Я в Челябинске несколько лет тому назад посещал такой храм. Мне сказали, что здесь все сделано руками заключенных, только электрические лампочки куплены в магазине. И это о многом говорит.

Я думаю, что отрицание Бога, отрицание веры, отрицание нравственных, духовных ценностей, которые насаждались в наших людей в послереволюционный период и до начала 90-х годов, они все-таки оставили свой след, и многие еще не осознали необходимость переступить порог Церкви. А когда люди порог этот переступают, их поражает благолепие. Мне рассказывали, как в храм на Полянке Святителя Григория Неокесарийского, а это храм полностью восстановленный, восстановлена вся старая живопись, - вошел омоновец в полном обмундировании, прошел к алтарю и остановился. И долго стоит. Это стало несколько беспокоить и смущать окружающих. И когда к нему подошли, он сказал: я первый раз переступил порог храма, я остолбенел, меня поразила красота и благолепие храма.

Я думаю, что чем больше людей будет переступать порог храма, тем больше они будут осознавать, что нужно возвращаться к нравственным основам жизни, к вере, к жизни добродетельной, а не греховной, отвыкать от грехов, к которым мы часто привыкаем и этого не сознаем. В Великий Пост часто читается молитва, которая заканчивается такими словами: "Ей, Господи, Царю, даруй мне зреть (то есть видеть) мои прегрешения". Часто мы просто затрудняемся увидеть свои грехи, поэтому обращаемся к Богу с просьбой, чтобы он помог бы нам увидеть наши грехи.

Дай Бог, чтобы люди все больше и больше осознавали бы, что нужно жить не только для себя, не только для своих удовольствий, а нужно жить для ближних, помогая им. Я думаю, что примеры Детского фонда, который вы возглавляете, должны быть заразительны для многих, потому что помощь детям обездоленным, лишенным родительской ласки. родительского тепла, - я знаю, как настоятельно вы поддерживаете семейные детские дома, где дети, лишенные родительского тепла, объединяются по возрастному принципу, и старшие заботятся о младших, и тоже получается какая-то семейственность, которая помогает выстоять и выжить в трудных условиях. Дай Бог, чтобы Российский детский фонд и дальше делал бы свое святое дело по воспитанию, помощи детям и поддержки тех, кто оказывает им помощь, кто берет детей на воспитание, кто помогает детям, и кто думает о детях как о нашем будущем, которое придет на смену нам.

Альберт ЛИХАНОВ: Спасибо за добрые слова. Есть такая русская поговорка: сироту пристроить - что храм построить. Поэтому и добродетельная семья, которая берет сирот и спасает их, это ведь тоже храм.

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: Да. Сегодня есть некоторые ограничения на усыновление детей за рубежом. И надо находить любую возможность, чтобы наши собственные граждане, имеющие доброе сердце и достаток, брали бы детей в свои семьи. А дети, я думаю, воздадут им сторицей своей любовью и своей благодарностью за спасение, за воспитание, за то, что их поставили на ноги, дали им образование и приняли их в свою семью и свое сердце.

Альберт ЛИХАНОВ: И все-таки мир подрастающих людей, новые поколения, подрост человеческий всегда внушают надежду на обновление, на то, что новые будут лучше и разумнее. Как Вы думаете, благословляя новые поколения в жизненный путь, что бы стоило им пожелать в первую очередь?

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ: В первую очередь хочется пожелать, чтобы молодые люди нашли бы себя, несмотря на то, что часто воспитание подрастающего поколения проходит, увы, в подвалах, на чердаках, в подворотнях. Все-таки развивается спортивная индустрия, дети занимаются спортом, раскрываются таланты детей в науке, искусстве. Сестра милосердия, которая делала мне уколы, рассказывала с таким подъемом о своей девочке, которая лепит из глины, попала со своими работами на выставку. Как она радовалась, что у ее ребенка раскрылся талант. Надо лелеять дарования, чтобы дети были заняты, чтобы они не болтались без дела. Надо организовать детей, их досуг, их времяпрепровождение.

Хочется пожелать всем детям, которые каждый день и каждый час взрослеют, чтобы они ценили драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое никогда не вернется, и время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрел этические навыки, нашел бы место свое в жизни, нашел свое призвание, раскрыл бы тот талант, который, может быть, у него сокрыт далеко и глубоко в душе. И чтобы он построил храм своей души, доставляя радость окружающим, и нашел бы свое место в мире.

 

Беседа опубликована в газете «Трибуна» 8 апреля 2004 года.